Горячая линия
по ВИЧ:  8(8652) 94 52 83
Минздрав края:
8-800-200-26-03
 
16+
  •   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
  • 8(8652) 56 77 01
регистратура центра
По материалам пособия для медицинских работников «Коммуникация и консультирование в области ВИЧ-инфекции» под редакцией Беляевой В.В.

С
о времени своего появления ВИЧ-инфекция преподала человечеству несколько уроков. Она заставила людей с особой силой ощутить свою взаимосвязь друг с другом и зависимость друг от друга. Оказалось, что попытка преодолеть одиночество с помощью секса или решить проблему с помощью наркотиков, может привести к заражению неизлечимым сегодня заболеванием - ВИЧ-инфекцией. Оказалось также, что избежать этого заболевания можно, только изменив навыки поведения, в том числе навыки общения. Каждый медицинский специалист, а не только сотрудник Центра СПИД, должен владеть информацией и уметь обсуждать со своими пациентами вопросы, связанные с ВИЧ-инфекцией. Надеемся, что наше руководство окажется в этой работе хорошим подспорьем.

Подростковый возраст занимает особое место в физическом и психическом становлении человека. В среднем подростковый период ограничивается возрастными рамками от 11-12 до 18-20 лет. В физиологическом плане первую фазу (от 11-12 до 14-15 лет) обозначают как препубертатную, а вторую (от 14-15 до 18-20 лет) - как собственно пубертатную.
Подросткам часто не хватает информации о путях заражения ВИЧ. Однако консультирование подростков по вопросам ВИЧ/СПИДа требует от медицинских работников особых психологических навыков. Как и в других случаях консультирования, необходимой предпосылкой успешного диалога в этом случае является доверие подростка к медицинскому работнику. Многие подростки стесняются говорить на подобные темы, боятся, что их интерес вызовет подозрение в том, что они инфицированы. Предпочтительным способом консультирования по вопросам ВИЧ/СПИДа медицинские работники считают индивидуальное консультирование. Но более эффективна как раз групповая работа, потому что подросткам легче бывает задавать вопросы лектору. По-видимому, это можно объяснить тем, что вопросы, задаваемые по содержанию лекции, могут быть преподнесены как проявление общего познавательного интереса к проблеме.
Подростковый возраст - важный, ответственный и нелегкий этап в жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и об окружающей действительности. Настроение становится неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым. Он колеблется между зависимостью от окружающих и растущей потребностью в самостоятельности.
Подросток хочет видеть себя взрослым.
Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя "маленьким" и "несамостоятельным". При этом, в отличие от ребенка, он не считает такое положение нормальным и стремится его изменить. В то же время, пытаясь вести себя по-взрослому, он не готов к "взрослой" ответственности и избегает ее.
Подростку присущи внутренняя противоречивость, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность занимать крайние позиции и придерживаться неожиданных точек зрения.
Возможности подростка расширяются, а положение остается на детско-школьном уровне. Он часто отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей даже в том случае, когда понимает их правоту. Он делает ошибки и учится именно на них.
Главная особенность подросткового периода - открытие внутреннего "Я" и осознание собственной индивидуальности.
Подростковое "Я" еще неопределенно, расплывчато. Это состояние нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растущая потребность в самоутверждении, во включенности в ту или иную группу сверстников. Именно сознание групповой принадлежности облегчает подростку обособление от взрослых, дает ему чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Учебная деятельность и школа перестают быть главными задачами. Ведущим становится интимно-личностное общение со сверстниками.
Результаты социологических исследований показывают, что информированность подростков об ИППП, включая ВИЧ/СПИД, очень низка. Только один из пяти юношей и девушек осознает, что определенная (или серьезная) опасность существует. Однако простого осознания риска недостаточно. Важным фактором являются мотивы, побуждающие обсуждать эту проблему с партнером, и владение навыками убеждения. Больше половины юношей и девушек не делают этого, четверть всех опрошенных затрагивали эту тему лишь мельком, и только 10% серьезно обсуждали ее.
Чтобы успешно консультировать подростков по вопросам, связанным с профилактикой ВИЧ-инфекции, необходимо в первую очередь установить контакт. Для этого в атмосфере доверия важно обсудить потребности подростка и информировать его по вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией.
Медицинский работник должен оценить:
• особенности психического состояния подростка;
• жизненные приоритеты подростка;
• уровень информированности подростка;
• готовность и способность подростка к восприятию информации;
• в наличие или отсутствие у подростка интереса к вопросам, связанным с ВИЧ-инфекцией;
• уровень восприятия проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией, в референтной группе подростка;
• степень понимания и принятия подростком своей ситуации в связи с ВИЧ-инфекцией;
• характер отношений в семье подростка;
• характер ситуации в школе.
Залогом успешной работы с подростком является создание атмосферы доверия. Для этого необходимы искренний интерес к подростку и подлинное желание помочь ему. Важно не оценивать, а слушать, слышать и понимать.
Таким образом, консультируя подростков перед тестированием на ВИЧ:
• Создайте условия для конфиденциальной беседы.
• Обговорите необходимость конфиденциальности.
• Подчеркните, что вопросы личного свойства не связаны с вашим интересом к интимным подробностям жизни подростка, а являются необходимыми для оценки индивидуального риска заражения.
• Обратите внимание подростка на добровольный характер решения о прохождении теста.
• Оцените знания подростка о ВИЧ/СПИДе.
• Спросите у подростка, что он знает о ВИЧ-инфекции, знаком ли с кем-нибудь, кто страдает этим заболеванием.
• Оцените риск заражения подростка ВИЧ.
• Расспросите подростка о его половой жизни, не фиксируясь на его сексуальной ориентации. Узнайте, употребляет ли подросток алкоголь или наркотики перед началом половых контактов. Спросите подростка о том, регулярно ли он использует презерватив при половых контактах, а также о том, принуждался ли он когда-либо к вступлению в половые отношения.
• Спросите, распространено ли в окружении подростка употребление алкоголя и наркотиков.
• Обсудите с подростком имевшие место в его жизни факты рискованного поведения.
• Проинформируйте подростка о том, что в его жизни имелись случаи рискованного поведения. Обсудите пути изменения поведения на менее опасное. Поощрите подростка, который избегает рискованного поведения.
• Расскажите подростку о тесте на ВИЧ, убедитесь в том, что он понимает значение положительного и отрицательного результатов.
• Обратите внимание подростка на добровольность и конфиденциальность исследования.
• Получите согласие подростка на обследование.
• Спросите, расскажет ли подросток своим близким, что он обследовался на ВИЧ.
• Назначьте время послетестового консультирования.
Положительный результат теста на ВИЧ сообщается подростку, не достигшему 18 лет, в присутствии родителей или иных законных представителей. Это оговаривается в ФЗ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфек.) № 38-Ф3 от 30.03.95 г.
Важно учитывать факторы, которые могут разрушить атмосферу доверия, необходимого для успешного консультирования подростков.
Чаще всего это авторитарная позиция медицинского работника, назидательность его тона, снисходительное отношение к мнению подростка. Такое консультирование заранее обречено на неудачу, так как наиболее вероятной реакцией на него станут сопротивление и протест.
Более удачна позиция просвещенного советчика, который объясняет смысл своих рекомендаций, доказывает их обоснованность, оставляет подростку возможность выбора. Даже если для самого специалиста вопросы, обсуждаемые с подростком, являются аксиомой, необходимо быть готовым терпеливо и спокойно доказывать свою правоту, не сбиваясь на менторский тон и раздраженное морализирование.
Знание социо-психологических особенностей подросткового периода позволяет медицинскому работнику находить дополнительные аргументы в пользу менее опасного в отношении ВИЧ-инфекции и других ИППП поведения. Такими аргументами для подростка могут стать уверенность в своем жизненном сценарии и возможности его реализации, поддержание на должном уровне внешнего облика и самочувствия.
Медицинский работник должен предложить подростку поддержку в виде доступных консультаций и возможности обсуждения возникающих проблем по телефону.
Уважаемые посетители! Свои отзывы, замечания и пожелания по работе ГБУЗ СК "Краевой центр СПИД" Вы можете направить в наш адрес, используя форму обратной связи.

Объявления

 С 1 октября 2012 года граждане могут самостоятельно записаться на консультативный прием к специалистам краевого центра СПИД  через «Портал пациента» в сети Интернет

Наш видеоканал